Основные симптомы неисправности ТНВД у МАЗов и их причины
Топливный насос высокого давления (ТНВД) — это один из самых сложных узлов в топливной системе дизельных двигателей внутреннего сгорания. У грузовых автомобилей производства Минского автозавода необходимость замены ТНВД определяется по следующим «симптомам»:
- Существенный и устойчивый рост потребления топлива без изменения мощности силового агрегата.
Это может быть следствием одновременной неправильной регулировки форсунок и ТНВД.
- Топливо перестает подаваться от насоса к форсунке или подается неравномерно.
Следует проверить насос на предмет наличия внутренних повреждений или даже разрушений. Кроме того, данный эффект может быть следствием неисправности плунжерной пары.
- Затрудненный запуск двигателя.
Следует проверить магистраль и насос на предмет утечек.
- Наличие посторонних шумов, доносящихся от ТНВД.
Как правило, это свидетельствует об износе внутренних деталей насоса (или их разрушении).
Причина появления дефектов в ТНВД и конкретные следствия
Самыми распространенными причинами возникновения поломок в топливных насосах высокого давления являются следующие:
- некачественное дизельное топливо;
- наличие примесей воды в солярке;
- присутствие в дизельном топливе твердых (абразивных) частиц, которых не способны в полном объеме уловить топливные фильтры.
В последнем случае страдают плунжерные пары: на заводе-изготовителе они монтируются с высокой степенью точности (с микронным допуском). Любые абразивные частицы, имеющие больший диаметр, способны вывести данный узел из строя. В итоге одновременно будут наблюдаться такие эффекты, как:
- трудности при пуске двигателя и перебои в его работе;
- течь топлива;
- большая задымленность;
- снижение мощности при росте расхода горючего;
- мотор не сразу реагирует на нажатие на педаль акселератора.
Конструкционные особенности ТНВД грузовиков МАЗ
Современные МАЗы оснащаются топливными насосами высокого давления 4 видов:
- Рядные (60-я серия и 80-я серия)
Это самые старые и самые простые в ремонте насосы.
- Рядные, с механическим управлением («Компакт-40»; «Компакт-32»)
В каждой секции такого ТНВД существуют свои особенности объемной подачи топлива. Поэтому за проведением ремонта следует длительный период настройки насоса.
- Рядные, с электронным управлением (серии 136 и 179)
Для регулировки данных ТНВД следует сначала произвести проверку исправности электрики двигателя.
- Насосы «Common rail».
Для ремонта рассматриваемых насосов требуется наличие компетенций и специализированная подготовка персонала. Эти навыки присутствуют только у квалифицированных специалистов.
Чем более современным является образец ТНВД, тем более высокая квалификация требуется от ремонтников и настройщиков.
Резюме
Все разновидности ТНВД потенциально подлежат ремонту, и грамотные мастера способны устранить любые дефекты (в крайне случае, заменить узел). После проведения ремонта топливный насос проходит тестирование:
- в номинальном режиме;
- в пусковом режиме;
- в режиме перегрузки.
На двигатель ТНВД монтируется только после прохождения всех тестовых испытаний, рекомендованных их производителями.